Понятия со словосочетанием «тесный проход»
Связанные понятия
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Штормтрап (штормовой трап) — разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль (судно).
Манжерокский порог (или
Манжерокские шумы, Манжерокские ворота) — порог в нижнем течении Катуни около села Манжерок в Республике Алтай. Здесь воды реки с шумом проходят между пятью большими камнями, образуя около левого берега опасные водовороты. Наибольшее впечатление порог производит в большую воду.
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Леер (нидерл. leier, от leiden — вести́) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
Сталагна́т, или сталакто́н — натечно-капельное хемогенное отложение в карстовых пещерах. Сталагнаты представляют собой колонноподобные образования, возникающие при соединении сталактитов и сталагмитов.
Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.
Чула́н — подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Дом Бинга — нетривиальный пример стягиваемого двумерного комплекса вложенного в 3-мерное пространство.
Ранклюфт (нем. Randkluft) — трещина таянья на границе ледника. Обычно образуется на боковых частях ледника, где он близко подходит к освещенным и нагретым склонам. Вытаивание льда является основной причиной образования ранклюфта, в отличие от бергшрунда, который образуется при разрыве снежно-ледового склона под действием силы тяжести. Ранклюфт часто используют для подъема на ледник или обхода ледопадов, однако необходимо учитывать риск камнепада со скальных стен и ледовых обвалов со склона ледника...
Ростры (нидерл. rooster — решётка) — решётчатый настил на полубимсах, между рубкой и специальными стойками по борту судна. На рострах обычно размещают спасательные и рабочие шлюпки, самолёты. На парусных судах на рострах хранят запасные части рангоута, грузовые стрелы, люковые решётки и прочее.
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами.
Брифок — нижний прямой (летучий) парус на передней мачте, служащий для попутных ветров.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Кло́тик, клот (от нидерл. kloot — шар, набалдашник) — набалдашник закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма сигнальных флагов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.
Ге́рса (также герс, от фр. herse) или (устаревшее) порт-кулис — в фортификации опускная решётка для крепостных ворот, изготовленная из массивных металлических или деревянных деталей, заострённых внизу. Перемещается в проёме ворот вверх и вниз по вертикальным пазам и подвешивается на канате, который можно обрубить в случае нападения противника и тем самым быстро закрыть проём. В нормальных условиях подъём и спуск герсы производится с помощью лебёдки или системы противовесов.
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Салинг (нидерл. zaling) — часть рангоута, деревянная или металлическая рамная конструкция, состоящая из продольных (лонга-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев, служащая для соединения частей вертикального рангоута (мачты и её продолжения в высоту — стеньги или стеньги и брам-стеньги, и так далее), предназначена также для отвода бакштагов (брам-бакштагов, бом-брам-бакштагов) и для разноса в стороны вант (стень-вант, брам-вант и бом-брам-вант). Иногда салинги служат опорой для наблюдательных и...
Ко́ечные сетки (устар.) — приспособления для хранения и проветривания матросских коек.
Скала́ — каменная глыба с крутыми склонами и острыми выступами; выход каменных горных пород с крутыми или отвесными склонами и обычно остроконечными вершинами. Скалы окружённые водой представляют собой небольшой остров.
В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек...
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Курча́вые ска́лы — комплекс скалистых выступов из крепких горных пород, округлённых и отшлифованных движущимися ледниками.
Трап (англ. ladder), (нидерл. trap) — любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна и судном и берегом, а также переносные гибкие лестницы из растительного или синтетического троса. Трапы относятся к дельным вещам.
Кордегардия (от фр. corps de garde) — помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Гюйсшток — металлический или деревянный шток или стойка в носовой части кораблей 1 и 2 ранга для подъема гюйса, а ночью штагового или якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых. Убирается во время стрельбы.
Фраму́га — горизонтальная верхняя глухая часть окна, боковая или верхняя часть проема двери.
Га́рпаг (греч. αρπαξ; лат. harpax; также креа́гр, креа́гра) — абордажное приспособление, представлявшее собой бревно, окованное железом. Считается, что данное изобретение впервые применил во 2-й половине I века до н. э. римский полководец Марк Випсаний Агриппа, сподвижник императора Октавиана Августа. Этот брус был длиной около трёх метров и имел на обоих концах толстые металлические кольца. Ближнее к кораблю-носителю кольцо крепилось к метательной машине при помощи прочных канатов, а противоположное...
Бара́бора, бара́бара (англ. barabara, алеутский: ulax̂, ulaagamax, ulaq, or ulas; алютикский: ciqlluaq) — традиционное жильё народов алутиик, алеутов Алеутских островов и Камчатки. Сегодня бараборы не используются для жилья.
Лупана́рий (также лупана́р, лат. lupānar или lupānārium) — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.
Лабиринт — игра. В карманных вариантах игры игровое поле, покрытое лабиринтом с препятствиями в виде выступов и отверстий, закреплено в плоской коробке, верхняя часть которой прозрачна. Цель игры — провести стальной шарик через лабиринт, не дав ему провалиться раньше времени в отверстие. В конце лабиринта тоже есть отверстие. Провалившись в любое отверстие, шарик попадает в нижнюю часть лабиринта, из которого его можно вывести через наклонную дорожку в исходной точке лабиринта. Существуют двусторонние...
Виа-Мала (нем. Viamala; ретороманский Veia mala — «Плохая дорога») — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн.
Рундук — в русском деревянном зодчестве площадка крыльца, пристроенного к дому; мощёное возвышение, а также сень, навес над таким крыльцом.
Эска́рп (фр. escarpe «откос, скат») изначально — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2—3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.
Качающиеся камни (или балансирующиеся скалы) - крупные камни, которые так тонко сбалансированны, что применение к ним небольшой силы заставляет их качаться.
Подробнее: Качающийся камень
«Паучок» — спортивный снаряд, предназначенный для детей преимущественно дошкольного возраста, один из атрибутов советской детской площадки. Представляет собой две лестницы-дуги (арки), расположенные перпендикулярно друг другу, которые, пересекаясь, образуют крест. В целом, сооружение моделирует купол.
Ко́злы — приспособление для регулирования дорожного движения на городских дорогах без твёрдого покрытия. Оно представляет собой как разновидность дорожного заграждения, так и разновидность искусственной неровности.
Кремальер (от фр. crémaillère, зубчатая рейка) — излом в линии окопа или бруствера в фортификации XIX века. Устраивался как для лучшего обстрела местности (вдоль вала), так и для защиты от вражеского огня, направленного вдоль окопа.
Перты (нидерл. paarden — лошади) — тросы, протянутые под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока. Перты нижних реев имели толщину 1,75 дюйма, на верхних реях они были несколько тоньше. По-видимому, перты появились после 1640 года и вначале лишь на нижних реях. После 1680 года их устанавливают на марса-реях, а к концу XVII века на всех реях, за исключением бегин- и бовен-блинда-реев.
Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck от quarter «четверть» + deck «палуба») — помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты.
Кулуа́р (от фр. couloir — проход, коридор) — ложбина в склоне горы, направленная вниз по линии тока воды. Широкая в верхней части, сужается внизу.
Кра́спица (англ. Cross-piece) — на больших парусных судах поперечный брус, укладываемый на лонга-салингах и являющийся составной частью марсов и салингов.
Гакаборт (от голландского hakkebord; букв. haak — крюк и bord — борт) — закругленная часть кормовой оконечности судна, в эпоху парусного флота под этим термином подразумевали самую верхнюю часть кормы от раковины над верхними окнами до планширя. В России данный морской термин стал широко употребляться со времен правления Петра I Алексеевича Великого, который некоторое время работал на одной из судостроительных верфей в Голландии.
Вант-путенсы (нидерл. wantputting) — металлические полосы, стержни или цепи, проходящие снаружи борта парусного судна и прочно скреплённые с набором и обшивкой. К верхним концам вант-путенсов крепятся талрепы или нижние юферсы вант и стень-фордунов.